Железнодорожное место

Культура Саратова


Часть 2   Часть 3   Часть 4

Обзор железнодорожной сети Великого Княжества Финляндии за 1890 год

Публикуется с сохранением стиля первоисточника. Внесенные в текст поправки и необходимые пояснения выделены цветом. Развернутые комментарии вынесены в отдельные абзацы и выделены красной линие слева от текста.

I. Значение, климат и производительность страны Великое Княжество Финляндское занимает площадь равную 373603 квадратным километрам, в числе которых 11.15% составляют озера. На этой площади расположены 36 городов, 6 местечек и 9916 деревень и сел. Общая цифра населения Финляндии равняется 2380140 лицам обоего пола (на 31 декабря 1890 года), что составляет в среднем на один квадратный километр 6.4 жителей.

Изотермическая линия, обозначающая среднюю годовую температуру 0 градусов, в Финляндии начинается под 66° северной широты и обхватывает внутреннюю возвышенность между Ботническим заливом и Северным Ледовитым океаном, так что не только окрестности, но и самые северные части страны, покатые к Северному Ледовитому океану, и пользующиеся влиянием тепловатой струи Гольфстрима, имеют среднюю температуру выше точки замерзания. Из всех стран на свете, находящихся под одною широтою с Финляндией, только Скандинавский полуостров имеет более умеренный климат.

Своим относительно умеренным климатом Финляндия обязана окружающим её морям, которые только в крайне исключительных случаях замерзают. Между тем как изотеры Финляндии почти те же, что в Архангельской и Олонецкой губерниях, изохимены же, напротив, отсюда идут прямо на юго-восток, вследствие чего Улеаборг имеет одинаковую среднюю температуру с Саратовом, Гельсингфорс и Або - почти одинаковую с Астраханью.

Изотеры - линия с одинаковой летней температурой
изохимена - линия с одинаковой зимней температурой

Естественная производительность страны дала в 1889 году: лесных строительных материалов и дров 1661700 куб. метров, древесной массы 16917900 килограммов, 18119819 гектолитров картофеля и зерна и 2860195 килограммов льна и пеньки.

Паровоз финских железных дорог построенный в 1906 году. Фото с сайта http://www.jokioistenmuseorautatie.fi/jmr/begin.htm
Паровоз финских железных дорог построенный в 1906 году.
Фото с сайта www.jokioistenmuseorautatie.fi

Годовой оборот промышленных производительных сил Княжества равняется 114660687 маркам. Наиболее важнейшие предметы этой производительности составляют: лесопильные заводы, деревотеречные, дерево-полировочные заводы, приготовляющие древесную массу и целлюлозу, то же бумажные фабрики, дубильные и кожевенные заводы, машинные и плавильные заводы, пивоваренные и сахаро-рафинировочные заводы, табачные фабрики, льнопрядильные мануфактуры, перегоночные заводы и мельницы.

Годовой торговый оборот за 1889 год составлял 102737000 марок по вывозу и 133480000 марок по ввозу произведений; причем странами, за исключением России, с коими, Финляндия совершила наибольший оборот, были: по отношению экспорта - Великобритания, в которую вывезено товара на 23104000 марок, а по отношению импорта - Германия, доставившая в Финляндию свои произведения на 38122000 марок. Предметами вывоза из Финляндии наиболее важными по сумме были: лесные материалы на сумму 43080100 марок, масло - 15731300 марок, бумага и картон - 6256400 марок, хлеб в зерне - 5423100 марок, ткани - 4351300 марок.

Предметами же ввоза наиболее выдающимися по сумме явились: мука и крупа на сумму 16570000 марок, кофе - 10892700 марок, ткани - 8127000 марок, железо и сталь - 7086200 марок, хлопок - 5738000 марок, кожа и кожевенные изделия - 5075300 марок.

Видимо распространенная легенда о том что фины любят кофе не вымысел, обратите внимание на количество ввезенного кофе.

Достаточно взглянуть на карту Финляндии, чтобы убедиться, что, начав железнодорожную сеть от столицы Империи, правительство Финляндское повело свою главную линию вообще параллельно берегам Финского и Ботнического заливов и в каждый более иди менее значительный порт отделило от этой лиши ветвь; затем оно соединило с этою магистралью, а следовательно и с выходами в море, и некоторые более отдаленные внутренние города.

II. Развитие сети железных дорог за период 1862 по 1890 год.

Развитие сети железных дорог Финляндии за период 1862 по 1890 год
К 1 декабря года Общая длинна в километрах Число станций и остановочных пунктов Число связанных рельсами городов Финляндии
Правительственных железных дорог Частных железных дорог Общий итог
1862107-10782
1863110-110102
1864110-111132
1865111-111142
1866111-111142
1867111-111142
1868111-111142
1869170-170202
1870485-485453
1871491-491463
1872491-491463
1873493149642614
1874493182675636
187564533678646
187685533888838
187785533888858
187885533888868
187985533888888
188085533888888
188185533888898
188285533888918
188311623311951129
188411623311951129
1885118133121411510
1886152533155812212
1887154033157312613
1888154033157312613
1889182333185614815
1890187633190915416

Эксплуатировалось, в среднем, в течении 1890 года - 1836 километров.

Время открытия дорог для движения (все даты приведены по старому стилю):

  1. С.-Петербург - Гельсингфорс - Таваскусская - 17 Марта 1862 года.
  2. Ганге-Хювингская - 8 Октября 1873 года.
  3. Або - Таммерфорс - Тавастгусская - 22 июня 1876 года.
  4. Таммерфорс - Вазасская - 29 Сентября l883 года.
  5. Естермюра - Уалеборгская - 29 октября 1886 года.
  6. Саволакская - 1 октября 1889 года.

Игорь Копайсов (Санкт-Петербург) на основании данных взятых на странице www.grafiscreen.fi/junat/rataosat.htm уточняет (точнее опровергает) данные приведенные в статье Н.А. Сытенко
Линия - Год открытия - Протяжённость
Хельсинки - Хямеенлинна - 1862 - 108 км
Риихимяки - Лахти - 1869 - 59 км
Выборг - Санкт-Петербург - 1870 - 129 км
Лахти - Выборг - 1870 - 183 км
Хювянкяя - Ханко - 1873 - 150 км
Керава - Порвоо - 1874 - 34 км
Хямеенлинна - Тампере - 1876 - 79 км
Тоийла - Турку - 1876 - 128 км
Тампере - Вааса - 1883 - 306 км
Симола - Лааппеенранта - 1885 - 19 км
Сеиняйоки - Оулу - 1886 - 334 км
Пянняинен - Пиетарсаари - 1887 - 11 км
Коувола - Куопио - 1889 - 273 км
Суоменйоки - Иисвеси - 1889 - 7 км
Коувола - Котка - 1890 - 51 км

Распределение рельсовых путей. Уложено на главных путях - 1801,947 км, на второстепенных - 73,628 км, на разъездных, запасных и других служебных 283,863 км или более 15%. Итого - 2159,438 километра.

Конструктивные подробности. Ширина колеи - 1,524 метра на всех линиях. Рельсы по преимуществу стальные и только на протяжении 519,88 километра железные. Предельный уклон - 16 - 20 тысячных встречается лишь на двух линиях Гельсингфорс - Тавастгус - С.-Петербург и Саволакской, на остальных же линиях предельный уклон 11-15 тысячных. Наименьший радиус кривых - 296,91 метра.

Общая стоимость сети к концу 1890 года. Первоначальный строительный капитал равнялся 123849306,63 марок. Затрачено по 31-е Декабря 1890 г. на сеть 19309201,30 марка, что составляет в общем 143158507,93 марок, а в среднем на один километр пути всей сети 76327,80 марок. Средняя же стоимость километра по линиям выражается следующим образом:

  1. С.-Петербург - Гельсингфорс - Таваскусская - 109547 марок;
  2. Ганге-Хювингская - 74521 марка;
  3. Або - Таммерфорс - Тавастгусская - 99498 марок;
  4. Таммерфорс - Вазасская - 50765 марок;
  5. Естермюра - Уалеборгская - 55826 марок;
  6. Саволакская - 57492 марки.
Стоимость подвижного состава включена в общую стоимость сети.

Подвижной состав сети: В 1890 году на всей сети действовало: паровозов - 151 шт., или 0,08 паровоза на 1 километр пути, пассажирских вагонов - 370 шт., представляющих 12393 места, что на 1 километр эксплуатированного пути составляет 6,61 мест. Товарных вагонов - 3594 шт., имеющих 7169 осей и подымающих, в сложности, 27.757 тонн, что на один вагон составит 7,72 тонны, а на ось 3,87 тонны. Подъемная способность сети на 1 километр - 14,80 тонн.

III. Работа подвижного состава в 1890 году.

Пробег поездов. Пассажирские поезда сделали 2353148 поездо-км. Товаропассажирские, товарные и воинские поезда сделали 1396490 поездо-км. А всего поезда сделали 3749638 поездо-км.

Пробег пассажирских вагонов по своим и чужим линиям. Сделано вообще вагоно-километров 15682400 или 39975900 осе-километров, что в среднем составляет на каждый вагон 42385 километров пробега, а на ось 44074 километра.

Пробег товарных вагонов по своим и чужим линиям. Сделано вообще километров 39095200 или 78979200 осе-километров, что в среднем составит на каждый вагон 10878 километров пробега, а на ось - 11017 километров.

Пробег своих и чужих пассажирских вагонов по сети. Сделано всего пассажиро-вагоно-километров 16003600, или 40940000 осе-километров, что в среднем составит на каждый километр пути 8717 вагоно-километров и 22299 осе-километров.

Пробег своих и чужих товарных вагонов по сети. Сделано всего товаро-вагоно-километров 39191400, или 79281200 осе-километров, что в среднем на каждый километр пути составит 21347 вагоно-километров и 43184 осе-километров.

Пробег почтовых вагонов. Сделано всего 1374400 вагоно-километров, или 3606800 осе-километров.

Общий пробег вагонов по сети. Сделано вообще вагоно-километров 56569400 иди 123828000 осе-километров, что в среднем на один километр пути составляете вообще вагоно-километров 30813 и 67448 осе-километров.

Суточное движение на все расстояние в среднем по всей сети, выражаемое отношением пассажирского движения к товаро-пассажирскому, товарному и воинскому, составляет 3,12: 1,89.

Часть 2   Часть 3   Часть 4

Составил Н.А. Сытенко
Опубликовано в книге «Очерк сети русских железных дорог» Том 2. СПБ.: Типография бр. Пантелеевых, 1896



Страница создана 2 марта 2003 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru