Железнодорожное место

Культура Саратова


Докладная записка Главного пассажирского управления МПС СССР в министерство о введении в обращение курьерских поездов

Публикуется с сохранением стиля первоисточника. Внесенные в текст поправки и необходимые пояснения выделены цветом. Развернутые комментарии вынесены в отдельные абзацы и выделены красной линией слева от текста.

В соответствии с Вашими указаниями, в последнее время на сети железных дорог введен в обращение ряд курьерских поездов.

Одновременно, в результате проведенных мероприятий по совершенствованию графика движения поездов, усилению путевого хозяйства, вводу нового подвижного состава, сокращению числа стоянок, повысились маршрутные скорости некоторых пассажирских и скорых поездов.

1. Повышение скоростей поездов по разным дорогам и направлениям проходит неравномерно. В результате на сети создаются пикантные положения:

1) маршрутная скорость ряда курьерских поездов почти не превышает маршрутной скорости скорых поездов.
Поезд # 4 Москва - Мурманск курьерский – 63,5 км/ч
Поезд # 2 Москва – Алма-Ата курьерский – 64,5 км/ч
Поезд # 15 Москва – Киев скорый – 63,2 км/ч
Поезд # 28 Москва – Ленинград скорый – 66,2 км/ч

2) Скорость ряда пассажирских и скорых поездов фактически уравнялась. Имеют место даже случаи, когда маршрутная скорость скорых поездов меньше некоторых пассажирских.
Поезд # 18 Москва - Алма-Ата скорый – 50,1 км/ч
Поезд # 89 Москва – Киев пассажирский – 55,9 км/ч
Поезд # 84 Москва – Мурманск пассажирский – 54,1 км/ч

2. Пассажир производит доплаты за скорость при покупке билетов в скорые поезда. Фактически во многих случаях, в связи с уравнением скоростей, взыскание доплаты за скорость мало обосновано и вызывает недоуменные вопросы и сетования пассажиров.

По летнему графику 1961 года скорый поезд # 23 Москва – Адлер находится в пути 34 ч 55 мин., а пассажирский поезд # 55 Москва – Адлер 35 ч 50 мин.

Таким образом, на расстоянии 2 тыс. км пути разница во времени хода скорого и пассажирского поезда составляет всего 55 мин. В то же время стоимость билета от Москвы до Адлера в мягком вагоне пассажирского поезда составляет 25 руб. 50 коп., а в скором поезде – 27 руб 60 коп. Таким образом, пассажир платит 2 руб. 10 коп. только за то, что его доставляют на 55 мин. быстрее.

3. В настоящее время курьерские поезда, следующие с маршрутными скоростями, не превышающими маршрутных скоростей целого ряда скорых поездов, исключительно плохо населяются, ввиду высокой стоимости проезда. Имеют место случаи, когда в период самых напряженных перевозок курьерские поезда населяются недостаточно, так как пассажиры отказываются брать в них билеты, стоимость которых очень высока.

В мировой практике единственным критерием для отнесения поезда к той или иной категории является уровень маршрутной скорости. Во Франции курсируют поезда категории С-110, С-120, С-130, С-140, где цифры означают маршрутную скорость поезда.

На многих иностранных железных дорогах к категории курьерских поездов относятся только поезда, маршрутная скорость которых превышает 100 км/ч.

В целях установления единой системы в присвоении категорийности поездов, правильности взыскания платежей с пассажиров за скорость, стимулирования деятельности дорог по повышению скоростей пассажирских поездов, целесообразно установить единую систему присвоения категории поезду, в зависимости от уровня его маршрутной скорости.

В условиях сети железных дорог СССР полагал бы целесообразным установить следующую категорийность поездов:
курьерские поезда – маршрутная скорость выше 100 км/ч.
скорые поезда – маршрутная скорость 60-100 км/ч.
пассажирские поезда – маршрутная скорость менее 60 км/ч.

Разумеется, предлагаемый уровень требует детального обсуждения. Существование произвольной системы в присвоении категорийности поездов уже сейчас, Борис Павлович, вызывает неблаговидные разговоры в среде железнодорожников, в том числе и на партийном собрании в ЦЛ, замечания работников прессы, которые могут привести к выступлениям и в центральной печати.

Курсирующие в настоящее время на сети «экспрессы» следовало бы оставить, как поезда, и скорые, и курьерские, назначаемые специально для связи между крупными городами, имеющие малое число остановок и только в больших центрах, и в связи с этим формируемые только из купированных и мягких вагонов и вагонов-ресторанов.

Прилагая проект приказа министерства, прошу Ваших указаний.


Зам. начальника Главного пассажирского управления Ю.Зеленский
14 мая 1961 г.



Железнодорожный транспорт СССР 1956 - 1970 г.: Сборник документов
М.: "Эгра", 1998. - 552 с.



Страница создана 26 октября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru