Железнодорожное место

Культура Саратова


О ходе восстановления вокзалов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны

Отчет Главного пассажирского управления МПС СССР в министерство

Публикуется с сохранением стиля первоисточника с некоторыми сокращениями. Внесенные в текст поправки и необходимые пояснения выделены цветом. Развернутые комментарии вынесены в отдельные абзацы и выделены красной линией слева от текста.

В период с 1959 по 1965 год при плане капитальных вложений на восстановление и постройку вокзалов 81,7 млн. рублей освоено 79,2 млн. рублей или 97% от плана. При плане 302 вокзала выполнение составило 275 вокзалов, в том числе 89 построено и 186 восстановлено - эти данные приводятся в документе в табличном виде.

До 1963 г. объем строительно-монтажных работ, выделявшийся по плану капиталовложений, составлял 85-90% к общему плану, а начиная с 1964 г. размер строительно-монтажных работ не превышает 50-60% годовых ассигнований, в связи с этим не только резко снизился объем ввода вокзалов в действие, но и вообще уменьшилось количество строительных объектов пассажирского хозяйства, в том числе заметно снизилось количество восстанавливаемых вокзалов на станциях, где они были разрушены в годы войны.

На 1 января 1966 г. остается не восстановленными еще 605 вокзалов, которые находятся во временно приспособленных помещениях, в том числе на дорогах: Октябрьской - 71, Прибалтийской - 41, Белорусской - 95, Московской - 58, Львовской - 35, Одесско-Кишиневской - 72, Южной - 60, Донецкой - 51, Юго-Западной - 34, Юго-Восточной - 17, Приднепровской - 41, Северо-Кавказской - 30.

По объему не восстановленные вокзалы распределяются следующим образом: на 25 чел. - 302 вокзала, на 50 чел. - 248 вокзалов, на 100 чел. - 55 вокзалов.

Общая сметная стоимость работ по восстановлению всех этих вокзалов составляет 38,6 млн. руб.

Однако из-за ограничения средств проектом пятилетнего плана на 1965 - 1970 гг. на эти работы выделено всего лишь 2,1 млн. руб., то есть практически будет восстановлено только около 30 вокзалов.

Таким образом, железнодорожные вокзалы, разрушенные во время Великой Отечественной войны, должны были восстанавливаться и после 1970 года, т.е. спустя 25 лет после окончания войны.

В целом за семь лет недовыполнение плана капиталовложений составило 3%, или 2,5 млн. руб., что составляет почти четверть годовых капитальных вложений в пассажирское хозяйство.

В период 1959 - 1965 гг. на железных дорогах выполнялись также работы по строительству объектов пассажирского хозяйства за счет нецентрализованных источников финансирования. Объем работ выполненных за счет этих средств составил: 38 построенных вокзалов, 107 восстановленных вокзалов, 2545 построенных пассажирских платформ.

До 1962 г. значительные средства по прочим источникам финансирования направлялись на восстановление вокзалов. Однако с 1962 г. Стройбанк СССР перестал финансировать восстановление вокзалов за счет указанных средств и строительство вокзалов резко сократилось.


Начальник Главного пассажирского управления Б.Зайцев
Начальник Планово-экономического отдела А.Клейменов
Не ранее 1 января 1966 г.



Железнодорожный транспорт СССР 1956 - 1970 г.: Сборник документов
М.: "Эгра", 1998. - 552 с.



Страница создана 2 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru