Железнодорожное место
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |
Вожди и дороги
Магистали часто меняли свое название, поскольку менялось само время
Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом
Газету по праву называют летописью истории. И сегодня, листая подшивки «Гудка» (редакционная библиотека имеет полное их собрание), мы нередко затрудняемся определить местонахождение «именной» железной дороги. В начальный период строительства их называли по географическому принципу, к примеру Петербург-Московская или Московско-Рязанская. В 1855 году первая в России магистральная линия от города на Неве до Москвы названа именем императора
И еще две дороги удостоились такой чести: на юге стальная колея, соединившая Криворожский железорудный бассейн с Донецким каменноугольным, строительство которое было начато в 1882 году как Криворожской, к вводу её в постоянную эксплуатацию 18 мая 1884-го переименована в Екатерининскую и в августе 1912-го Московско-Брестская - в Александровскую.
Итак, было три нареченных императорскими именами магистрали. Николаевская - потому, что в спорах о её строительстве монаршее слово стало решающим: «Быть дороге от Москвы до Петербурга». Название второй обязано скорее всего тому, что именно в царствование Екатерины Великой под её владение отошли земли, по которым проляжет «железка», соединив Донбасс с Криворожским бассейном и другими регионами юго-запада империи. Третья же дорога, от Москвы до Бреста, получит имя
Некоторые нынешние историки, переоценивая события после Октябрьской революции 1917 года, делают несколько поспешный вывод, утверждая, что большевики с приходом власти чуть ли не сразу стали переиначивать «белое» на «красное», давать городам и железным дорогам имена вождей - Ленина, Сталина, Молотова, Дзержинского, Кирова и др. И современный читатель, не искушенный в тонкостях истории государства, так и воспримет: был вождизм, был культ личности, и не только Сталина.
Было, но так ли вот сразу? Попробуй разберись, когда информация дана одним мазком. Меня понудило выяснить это по другой причине. В опубликованном накануне празднования 45-летия Победы в Великой Отечественной войне (11 февраля 1990 года) в «Гудке» материале «Четыре раза обещано расстрелять» я поведал о необычной судьбе начальника политотдела Московского отделения Ленинской железной дороги Василия Ивановича Рыхлова.
В один из самых тревожных дней осени 1941 года, 16 октября, когда гитлеровцы рассчитывали прорваться в Москву, его назначают уполномоченным по эвакуации с Казанского вокзала в Куйбышев ряда правительственных учреждений, наркоматов, иностранных посольств. А в случае прорыва немецких войск и угрозы захвата вокзала и других важных транспортных объектов ему предписано дать команду взорвать их. К этому уже было все подготовлено заранее. Слава богу и мужеству защитников Москвы - этого не произошло.
- Да, была и такая дорога, - ответила на мой вопрос Галина Афонина, заведующая библиографическим отделом Центральной научно-технической библиотеки МПС. - Она организована в мае 1940 года, в нее вошли железнодорожные участки, когда в результате войны с Финляндией была отодвинута от Ленинграда государственная граница следует понимать так: железнодорожные участки отвоеваные у Финляндии, а также включены участки Кировской и Октябрьской дорог.
- Ленинградская к тому времени уже существовала? - спрашиваю Галину Михайловну. - И была одной из первых «вождевых» дорог?
- Отнюдь не первой. В Ленинскую переименовали Московско-Рязанскую 19 июля 1936 года с Московским и Рязанским отделениями дороги (следует понимать так: на время переименования дороги в нее входило два отделения: Московское и Рязанское).
Галина Михайловна, сверяя факты, листает страницы необычной книги, в которой собраны сведения о строительстве железных дорог в нашей стране от первой, Царскосельской, введенной в 1838 году, до Транссиба, БАМа, других линий и веток, которыми из года в год прирастали магистрали. Узнаю, что создателем этого уникального в своем роде справочника является моя собеседница. Работа над ним настолько увлекла её, что продолжалась несколько лет, пока не превратилась в четко выстроенное собрание сведений о всей сети дорог с указанием времени их строительства, а затем и электрификации, изменениями названий и т.д.
- К сожалению, эта ваша книжка - раритет, её найдешь далеко не в каждой библиотеке столицы, в том числе в нашей гудковской, имеющей статус справочно-библиографической.
- Дело в том, что первое издание этого сборника в 1996 году вышло небольшим тиражом. Затем его пришлось дополнять сведениями по 2000 год включительно. Так сказать, подвести итог на рубеже веков. Вот, пожалуйста, вручаю вам экземпляр как подарок для «Гудка» в год его 85-летия.
К слову, и для неё это издание стало своеобразным подарком. Будучи студенткой Московского государственного института культуры, она одну из производственных практик проходила в ЦНТБ, сразу после окончания учебы в 1972-м её пригласили работать сюда. Вроде недавно, а 30 лет минуло.
Но вернемся к теме разговора. Первой в годы Советской власти была переименована Николаевская дорога - в Октябрьскую. Приказ об этом был подписан 27 февраля 1923 года наркомом путей сообщения
Первой из названных именами лидеров ВКП(б) стала Кировская - бывшая Мурманская дорога (27 января 1935-го). В память о погибшем в результате террористического акта Сергее Мироновиче Кирове, избранном в 1930 году членом Политбюро
Не будем по этому поводу рассуждать о причастности к гибели Кирова самого Сталина, который выезжал в Ленинград лично с представительской комиссией на расследование громкого дела. Позднее на этот счет проведено немало исследований с конкретными фактами и домыслами, со ссылками на подозрительность и коварство вождя. Мол, в его интересах было убрать опасного партконкурента, а с другой стороны, повод для массовых репрессий против инакомыслящих.
К сожалению, дальнейшие события развивались именно так. Укреплялся культ личности вождя и его сподвижников. Ближайший соратник Иосифа Виссарионовича Лазарь Моисеевич Каганович, будучи наркомом путей сообщения, 4 января 1936 года подписывает приказ о переименовании последней царственной железной дороги - Екатернининской - в Сталинскую. Немного забегая вперед, скажу: не проходит и полугода, как реорганизуется Юго-Восточная, и из нее выделяется Сталинградская железная дорога (1 июля 1936 года).
Не обойден вниманием и Лазарь Моисеевич - 14 марта Пермская железная дорога получает «приставку»
- А когда появилось название Свердловской железной дороги? - спрашиваю Галину Михайловну. - Она как-то «выпала» из нашего перечня переименований.
- И сами переименования не завершились перечисленными, - отвечает она и находит нужную страницу в своей книге, чтобы продемонстрировать любопытную деталь: в приказах НКПС во всех титулованных дорогах значились сначала инициалы, потом фамилии «именниников,» в декабрьском приказе 1939-го сделано исключение: Закавказская дорога
Тогда же дорога, носившая имя наркома путей сообщения, поделена на две - Пермскую и
О мотивах этих перемен можно только догадываться. Здравствовавшие наркомы, чьими именами были наречены дороги, могли допускать какие-то просчеты, в чем-то «не соответствовать». Тот же любезный друг вождя Каганович, судя по хронологии смены руководителей нашей отрасли, трижды назначался наркомом путей сообщения. По упомянутому указу его имя исчезло с карты железных дорог, как и Молотова, Ворошилова, Берия. И как не странно, в этом перечне значатся имена высокочтимых тогда Ленина и Дзерджинского.
Такие вот парадоксы истории.
Александр Логинов
Газета «Гудок» от 13.08.2002
Ссылка по теме:
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |