Железнодорожное место

Культура Саратова


Звездный час Иллариона

Первый поезд по земле Саратовской прогрохотал в 1871 году

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

В Ртищевском народном музее нынешним летом открылась экспозиция, посвященная первому Ртищевскому машинисту паровоза Иллариону Васильевичу Васильеву.

Илларион Васильев родился в 1840 году. Его кумирами были Пушкин и Некрасов. Но сам он прославился, как вы уже поняли, не на литературном поприще, а на железнодорожном. Прижил Илларион Васильев 91 год. Встретил и Октябрьскую революцию, пережил и индустриальный скачок страны в социализм, был и свидетелем рождения колхозов. Лишь 10 лет не дотянул он до начала Великой Отечественной.

Его портретов, к сожалению, не сохранилось — не до них, видно, было. В музее, правда, представлена совсем не высокого качества. Но, присмотревшись, можно увидеть изображенного на ней седоватого старика с густыми бакенкардами и длинной бородой. Под ней значится «Илларион Васильевич Васильев. 1840-1931. Первый ртищевский машинист. В январе 1871 года он управлял паровозом, совершил рейс, открывший регулярное сообщение по линии Умет-Аткарск Тамбово-Саратовской железной дороги».

Но если быть точнее, первая поездка от Умета до Аткарска совершена им 27 января 1871 года (по старому стилю 14 января 1871 года), вскоре после того, как вступила в эксплуатацию Тамбово-Саратовская железная дорога. Эта стальная магистраль, связавшая крупный город на Волге с центром России, с самого начала стала играть огромное торгово-экономическое значение в жизни не только Поволжского региона, но и всей России. До этого связь волжан с миром держали лодка да коняга. Основной торговый путь являла собой величавая Волга. По ней, как свидетельствует в своем романе «В лесах» П.И. Мельников-Печерский, сгоняли «до Астрахани бревна, брусья, шесты, дрючки, слеги и всякий другой лесной товар».

А вот через Тамбов, с его овеянными легендами лесами, от белокаменной столицы до Саратова проходил большой сухопутный тракт. На нем еще в XVIII веке стали появляться почтовые станции. Но эти средства передвижения, едва возникнув, сразу же затмила железная дорога.

Вид на вокзал станции Ртищево
Вид на вокзал станции Ртищево
Фото Амира Нургалиева ©
22.07.2005

Создателями Тамбово-Саратовской магистрали было заранее определено, что в Ртищеве будут останавливаться все проходящие мимо него составы. И в городе появился вокзал. Впрочем вокзалом его тогда и назвать нельзя было. Представлял он собой совсем небольшое строеньице, напоминавшее дежурную постовую будку. Неподалеку от нее находились бараки, наскоро сколоченные из досок, да землянки, где селились первые железнодорожные рабочие. Здание же вокзала, которое стоит и поныне - просторное, двухэтажное, имеющее красивый внешний вид, построено много позднее.

…К будке-вокзальчику в тот далекий январский день вышло все местное начальство. Несмотря на мороз и снежный ветер, оно не хотело пропустить такое чудо-явление в виде чугунного паровоза в малолюдном тогда поселочке. Сюда, кто в валенках, а кто и в лаптях, высыпало все ртищевское население, включая стариков и жадных до новостей детей. Поглазеть на диво приковыляли пешком любопытные люди из Бекова, Вертуновки, Салтыковки, Кистендея, из многих окрестных сел и деревень. Кое-кто прибыл даже из Сердобска.

Вероятно, жители Вертуновки и Салтыковки могли поехать в Ртищево для того, чтобы получше рассмотреть паровоз. Но поезд они в тот же день могли увидеть и на своих станциях, ведь это станции сосодствующие со станцией Ртищево. Вертуновская - со стороны Тамбова, а Салтыковка - со стороны Саратова.

Минуты ожидания тянулись медленно, но мороз не сумел испугать никого. И вот, раздувая снежную замять, показалось само чугунное чудовище. Вскоре, сильно пыхтя, оно издало три мощных свистка и остановилось напротив вокзальчика. Из кабины (правильнее сказать будки паровоза) выглянул моложавый мужчина. Его лицо было серым от угольной пыли. Поправив ушанку, он прошелся по лбу и по щекам ладонью правой руки и широко улыбнулся.

— Молодец, Илларион! Такого коня обуздал! — похвалило его местное начальство. А простой люд замахал ему приветственно руками. Он для земляков явился таким же удивительным героем, как первый космонавт Гагарин для нас после полета в космос. Илларион Васильев, судачили некоторые земляки, в рубашке родился. Но все объясняется иначе: он тяготел к знаниям, к технике. И проявлял редкую настойчивость в достижении цели.

Летописцев в Ртищеве в прошлом веке не было. Но история этого города зафиксирована, а потом передавала из уст в уста от одного поколения другому про первый паровозный рейс из Умета - Кирсанова в Ртищево и Аткарск.

Железнодорожная церковь при ст.Ртищево
Железнодорожная церковь
при станции Ртищево
Фото Зимина В.Г. © 12.09.2002

Когда поезд остановился, из первых вагонов вышло несколько пассажиров смельчаков, отважившихся на далеко не простое по тем временам путешествие. Поезд доставил к тому же и шесть грузовых вагонов.

— Вот это силища! — увидев такой состав, восхищались люди.

Простояв два часа, поезд двинулся на Аткарск. Дальше железной дороги не было. Движение на Саратов открылось лишь полгода спустя.

Илларион Васильев — первый Ртищевский машинист — проработал в депо более полувека, не порывал с ним связи до 1931 года и воспитал целую плеяду паровозных машинистов.

Встретив первый поезд, местное начальство решило это событие, как и положено, отметить. Позвали полового ближайшего питейного заведения, велели ему принести коньяку, водки, подать закуски. Подняли тост за исторический рейс, за машиниста Иллариона. Так непритязательно отметили невероятное для Саратовской глуши событие.

Илларион Васильев — исконный ртищевский житель был первоклассным машинистом. У одной из его внучек — Любови Алексеевны, живущей в Риге, хранится серебряный жетон, разукрашенный цветной эмалью. На нем выбито: «Рязано-Уральская железная дорога. Васильев И.В.» Он давал право Иллариону на бесплатный проезд во всех поездах по всей России. Фотография этого жетона имеется и в музейной экспозиции.

Сыновья Иллариона Алексей и Василий тоже были машинистами. Оба погибли. Василий во время Гражданской войны, а Алексей в тюрьме, куда попал в 1937 году, видимо как неблагонадежный строитель коммунизма. Он, правда, реабилитирован. Его сын Владимир тоже водил поезда с молодых лет до пенсионного возраста. С железнодорожной профессией связали свою судьбу четверо внуков и правнуков Иллариона Васильева.



Иван Кузнецов
Газета «Гудок» от 14 сентября 2002 года



Страница создана 6 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru