Железнодорожное место

Культура Саратова


Страницы тепловозной тяги

Часть 1

Данная публикация была подготовлена автором - Василием Зиминым к юбилею (80-ти летию) выпуска первых тепловозов. Празднование юбилея проводилось в конце 2004 года в депо Волгоград Приволжской дороги. На основе данного текста и статьи Олега Измерова «Они были первыми» (опубликована в журнале Семафор) была выпущена брошюра.

Первые серийные тепловозы

Тепловоз Ээл выпускался с 1931 по 1941 год Коломенским заводом. Всего было выпущено 55 тепловозов. Все они первоначально использовались в поездной работе на Ашхабадской дороге, а с 1937 года тепловозы использовались как передвижные электростанции. На тепловозе был установлен четырехтактный шестицилиндровый дизель мощностью 1150 л.с. Большинство тепловозов были исключены из работы только в первой половине 1960-х годов.

Тепловоз Да
Тепловоз Да из архива А. Смирнова

Тепловоз Да поставлялся с завода АЛКО (США) в 1945 году. Всего было поставлено 68 тепловозов и 2 тепловоза затонуло при пересылке. В Советский Союз тепловозы поступали морем. Сборка тепловозов производилась в депо Раменское под Москвой. Затем тепловозы направлялись на работу на линии Красноводск - Ашхабад - Мары - Зиадин и Гудермес - Червленная - Кизляр - Астрахань. Тепловоз Да20-27 использовался при поездке И.В. Сталина на Потсдамскую конференцию. На тепловозе был установлен четырехтактный шестицилиндровый дизель мощностью 1000 л.с. Большинство тепловозов серии Да были исключены из инвентаря в 1980-х годах. До настоящего времени сохранилось 3 тепловоза этой серии: в музеях на станциях Шушары и Ташкент и на базе запаса Лебяжье.

Тепловоз Дб
Тепловоз ДБ

Тепловоз ДБ поставлялся с завода Балдвин (США) в 1946 году. Всего было поставлено 30 тепловозов. На тепловозах ДБ устанавливался четырехтактный восьмицилиндровый дизель мощностью 1000 л.с. Тепловозы направлялись на работу в депо Гудермес и депо Сухуми. Пять тепловозов серии ДБ были исключены из инвентаря в 1953 - 1960-м году, большинство остальных тепловозов были исключены из инвентаря в 1960-х годах.

Первый тепловоз ТЭ1 Харьковский завод транспортного машиностроения выпустил в марте 1947 года. Тепловоз ТЭ1 во многом повторял конструкцию тепловоза Да постройки США. Однако и дизель, и электрооборудование тепловоза изготавливалось на отечественных заводах. Данные тепловозы строились с 1947 по 1950 год, всего было выпущено 300 тепловозов, включая тепловозы ТЭ5 (вариант ТЭ1 для суровых климатических условий). Тепловозы ТЭ1 направлялись для работы на Орджоникидзевскую, Ашхабадскую и Рязано-Уральскую железную дорогу.

Первые тепловозы ТЭ1 стали поступать в депо Верхний Баскунчак в 1948 году, а в 1949 году эти тепловозы уже заменяли парк паровозов в депо Палласовка.

Тепловоз ТЭ1
Тепловоз ТЭ1-20-50

В конце 1951 года на Приволжскую дорогу в депо Верхний Баскунчак был направлен модернизированный тепловоз ТЭ1г-20-187. Данный тепловоз имел дополнительную газогенераторную четырехосную секцию (газогенераторная установка работала на антраците марки АМ), дизель тепловоза работал на газе, однако использовалась и запальная порция дизельного топлива. После испытаний проведенных в 1952 году было принято решение о проведении модернизации опытной партии тепловозов. Всего модернизации на Улан-Удэнском паровозовагоноремонтном заводе подверглось 16 тепловозов ТЭ1 приписки депо Верхний Баскунчак. В процессе эксплуатации данных тепловозов выявлялись их недостатки: значительный расход дизельного топлива, насыщенность вырабатываемых газов угольной пылью (что служило причиной повышенного износа дизелей). В результате тепловозы отставлялись от работы или переводились на дизельное топливо. К началу 1958 года действующих тепловозов серии ТЭ1г оставались считанные единицы. В 1959 году один тепловоз ТЭ1г был приобретен Китаем, кроме того, тепловозы ТЭ1 у СССР приобретались Монголией.

Тепловозы ТЭ1 при поступлении более мощных тепловозов начали использовать на маневровой работе. Большинство тепловозов ТЭ1 было исключено из инвентарного парка в период 1980-х годов. До настоящего времени сохранилось по крайней мере два тепловоза серии ТЭ1: памятник у проходной Астраханского тепловозоремонтного завода (ТЭ1-20-105) и в Монголии, в Улан-Баторе (ТЭ1-20-168).

Тепловоз ТЭ2
Тепловоз ТЭ2
Снимок из книги «World Railways 1956-1957»

В декабре 1948 года Харьковский завод транспортного машиностроения построил первый сочлененный тепловоз ТЭ2. Каждая секция локомотива была оборудована дизель-генераторной установкой (дизель Д50 и генератор МПТ-84/39). Секция тепловоза опиралась на две двухосные тележки.

Тепловоз ТЭ2 имея мощность в 2 раза большую чем тепловоз ТЭ1 имел массу на 74 тонны легче двух тепловозов ТЭ1 и длину на 9,9 метра меньше двух сцепленных тепловозов ТЭ1. От тепловозов серии ТЭ1 тепловоз серии ТЭ2 отличался конструкцией механической части (кузов и тележки), наличием групп из двух постоянно соединенных последовательно тяговых электродвигателей, усовершенствованием схем силовых цепей и цепей управления вспомогательным оборудованием, более мощным но менее габаритным холодильным устройством. Тепловозы серии ТЭ2 имели силу тяги длительного режима 22 тонны, скорость длительного режима 17 км/ч.

С июля 1950 года была прекращена постройка тепловозов серии ТЭ1 и начался выпуск тепловозов ТЭ2. Завод продолжал выпуск тепловозов до 1955 года, всего было поставлено 528 тепловозов.

Большинство тепловозов серии ТЭ2 первых годов выпуска поступило для работы на дороги Средней Азии. Затем тепловозы поступили и на многие другие дороги, в частности, на Рязано-Уральскую (с 1953 года Приволжская). Первоначально тепловозы поступали в депо Верхний Баскунчак, и использовались для работы с грузовыми поездами. Затем, после замены их в грузовом движении более мощными тепловозами ТЭ3, использовались в вывозном движении и на хозяйственной работе в других депо Приволжской дороги.

Также тепловозы ТЭ2 эксплуатировались на Омской, Дальневосточной, Донецкой, Забайкальской, Закавказской, Западно-Сибирской, Львовской, Московско-Окружной, Октябрьской, Томской, Северо-Кавказской железных дорогах. В 1956 году часть тепловозов серии ТЭ2 была направлена для работы на Улан-Баторскую железную дорогу. Наибольшее количество тепловозов серии ТЭ2 было исключено из парка советских железных дорог в период 1978-1987 гг.

Тепловоз ТЭ4-001
Тепловоз ТЭ4-001

В 1952 году Харьковский завод транспортного машиностроения построил тепловоз ТЭ4-001 с газогенераторной секцией. Головные секции незначительно отличались от секций тепловоза ТЭ2, а средняя тендерная секция опиралась на две двухосных тележки без тяговых двигателей. На газогенераторной секции находилась установка для получения газа из антрацита марки АМ, а также запасы угля, жидкого топлива, воды, песка, устройства для очистки газа от абразивных примесей. Буксы опытного тепловоза имели роликовые подшипники. В отличие от ТЭ2 был применен дизель Д55. Общая длинна трехсекционного тепловоза составляла 34,4 метра, полная масса — 250 тонн. Первоначально тепловоз прошел обкатку с поездами на участке Харьков — Основа Южной железной дороги, затем прошли испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ. В конце 1953 года тепловоз был направлен для эксплуатации в депо Верхний Баскунчак Приволжской железной дороги. После пробега 25 тысяч километров с поездами массой до 3500 тонн тепловоз был отправлен на Харьковский завод для устранения выявленных недостатков. После этого тепловоз вновь был направлен на испытания во ВНИИЖТ и вернулся в депо только в августе 1956 года. Однако по причинам приведшим к прекращению испытаний тепловозов ТЭ1Г тепловоз ТЭ4 к 1960 году также лишился газогенераторной секции и далее работал на жидком топливе.

Расцвет тепловозной тяги

Недостаток мощности тепловозов ТЭ1 и ТЭ2 заставил работать конструкторскую мысль. В 1950 году начата работа по проектированию тепловоза впоследствии получившего серию ТЭ3. Первая секция тепловоза была построена в конце 1953 года. Тепловоз получил шестиосный экипаж, новый дизель (2Д100) мощностью 2000 л.с., более мощные тяговый генератор и тяговые двигатели. Хорошие результаты эксплуатационных испытаний первых двух секций послужили основанием для дальнейшего выпуска этих локомотивов. Харьковский завод уже в 1955 году выпустил 10 двухсекционных локомотивов.

Тепловоз ТЭ3-5980
Тепловоз ТЭ3-5980
Фото из архива Ворошиловградского завода

Первые тепловозы были направлены для испытаний в депо Петропавловск Омской и Орск Оренбургской железных дорог. Первоначально при постройке тепловозов использовался кузов с головной частью напоминающей тепловоз ТЭ2, затем с 1957 года головная часть видоизменилась и приобрела характерный для тепловозов ТЭ3 облик.

Постройка тепловозов ТЭ3 была организована на базе широкой кооперации четырех заводов: Коломенского, Харьковского и Ворошиловградского локомотивостроительных заводов, а также Харьковского завода тепловозного электрооборудования («Электротяжмаш»). Тепловоз ТЭ3 стал самой массовой серией на сети дорог Советского Союза. Тепловозы продолжали строиться вплоть до 1973 года, всего было выпущено 6797 тепловозов (Харьковским заводом построено 599 тепловозов, Коломенским 404, Ворошиловградским 5805). Это позволило в короткие сроки завершить переход на тепловозную и электровозную тягу на всей сети железных дорог.

В 1956 году Харьковским, а в 1961-62 годах Луганским заводом было выпущено несколько десятков трехсекционных тепловозов серии ТЭ3 получивших наименование 3ТЭ3. Делалось это для получения большей мощности тепловоза при использовании его на тяжелом профиле. Из общего количества выпущенных 117 секций тепловозов 3ТЭ3 в 1976 году на Приволжской дороге было приписано 57 секций.

В 1956 году третьим по сети депо получившим тепловозы ТЭ3 стало депо Ртищево Приволжской дороги. Первым в депо прибыл тепловоз ТЭ3-021 постройки Харьковского завода, затем туда же поступили тепловозы ТЭ3 постройки Коломенского завода (начиная с номера 1001). В депо Аткарск тепловозы поступили в 1960 году, первым был ТЭ3-1250 постройки Коломенского завода, который прибыл в депо 12 марта. На волгоградском отделении первый ТЭ3 (# 1034) поступил в 1961 году.


Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Василий Зимин

Ссылки по теме:



Страница создана 6 ноября 2005 года, написание текста - декабрь 2004 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru