Железнодорожное место
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |
|
Страницы тепловозной тяги
Часть 2
Данная публикация была подготовлена автором - Василием Зиминым к юбилею (80-ти летию) выпуска первых тепловозов. Празднование юбилея проводилось в конце 2004 года в депо Волгоград Приволжской дороги. На основе данного текста и статьи Олега Измерова «Они были первыми» (опубликована в журнале Семафор) была выпущена брошюра.
Ткаченко Николай Иосифович |
Машинистам-паровозникам приходится осваивать новый локомотив. Паровозник Ткаченко Николай Иосифович, который в 50-х годах организовал соревнование и стал инициатором комсомольско-молодежной колонны паровозов имени Александра Матросова писал в своих воспоминаниях: «После окончания школы с отличием и получения прав управления тепловозом, возвращаюсь в депо… На Волгоградское отделение в 1961 году пришел первый тепловоз ТЭ3-1034, где меня назначили старшим машинистом. Работая на вывозке по узлу мы за 12-часовую смену «делали» до
Комсомольско-молодежная колонна паровозов имени Александра Матросова |
В связи с поступлением на Приволжскую дорогу, сразу во многие депо, тепловозов ТЭ3 и необходимостью создания для них ремонтной базы в депо Аткарск в 1960-62 годах строится цех подъемочного ремонта с проектной мощностью 100 секций в год.
На 1 января 1976 года на сети дорог насчитывалось 12283 секции тепловозов ТЭ3, в том числе на Приволжской дороге 804 секции. Массовое списание тепловозов данной серии происходило с 1970-х годов. На Приволжской дороге последние тепловозы ТЭ3 были списаны только в середине 1980-х годов. До настоящего времени на сети железных дорог России и стран СНГ в некоторых локомотивных депо используются для хозяйственной работы тепловозы серии ТЭ3. Также они используются и на промышленных предприятиях, карьерах.
Тепловоз ТЭ7-080 Фото |
Грузовой тепловоз серии ТЭ3 не мог обеспечивать повышение скоростей пассажирских поездов. Поэтому еще в 1955 году МПС выдало Харьковскому заводу задание на проектирование проекта двухсекционного пассажирского тепловоза с общей мощностью дизелей
Выпущенные в 1956 и 1957 году тепловозы ТЭ7 стали обслуживать курьерские и скорые поезда на линии Москва — Ленинград вплоть до 1963 года, причем с 1960 года тепловозы водили дневные экспрессы с маршрутной скоростью
Тепловоз ТЭ50 |
В 1957 году на Коломенском тепловозостроительном заводе был спроектирован, а в 1958 году построен опытный тепловоз ТЭ50 - односекционный, грузовой, с дизелем 10Д45 и электрической передачей. Это был первый тепловоз разработанный Коломенским заводом после Великой Отечественной Войны. В 1959 году тепловоз испытывался сначала на Коломенском заводе, а затем на участке Кочетовка - Рыбное, в 1960-61 году был подвергнут динамическим и путевым испытаниям ВНИТИ. В серию тепловоз не пошел, так как Коломенский завод уже был загружен постройкой тепловозов серии ТЭП60.
В 1957 году Харьковский завод транспортного машиностроения совместно с Харьковским заводом «Электротяжмаш» разработал проект шестиосного грузового тепловоза с электрической передачей и мощностью
Изменения, вносившиеся в конструкцию тепловоза ТЭ10 в процессе выпуска, служили основой для конструкции последовавших за ним тепловозов. Так в частности в ходе экспериментов над дизелем 9Д100 выяснилось, что путем увеличения давления наддува можно получить дизель равной мощности не с двенадцатью, а с десятью цилиндрами. Был создан новый дизель, получивший обозначение 10Д100.
Тепловоз ТЭМ1М-0707 |
Кроме тепловозов серии ТЭ10, тепловозостроительные заводы строили их разновидности тепловозы серий 2ТЭ10 (первое название ТЭ12 «Украина»), ТЭП10 «Стрела», 2ТЭ10Л, ТЭП10Л, 2ТЭ10В.
В 1958 году Брянский машиностроительный завод взяв за основу тепловозы ТЭ1 спроектировал и построил маневровый тепловоз с электрической передачей ТЭМ1. Тепловоз имел кузов капотного типа опирающийся на две трехосных тележки, четырехтактный шестицилиндровый дизель Пензенского завода 2Д50 с газотурбинным наддувом, тяговый генератор МПТ-84/39. Тепловозы ТЭМ1 строились с 1958 по 1968 год, всего выпущено 1946 тепловозов. Тепловозы поставлялись как для нужд МПС так и для промышленных предприятий. На 1 января 1976 года на железных дорогах СССР находилось 1102 тепловоза ТЭМ1, из них на Приволжской дороге - 5.
Тепловоз ТЭМ2-2320 |
С 1960 года Брянский машиностроительный завод приступает к постройке новой серии маневровых тепловозов - ТЭМ2. На тепловозе по сравнению с ТЭМ1 несколько изменен кузов, применен дизель ПД1, тяговый генератор ГП-300А. Первые тепловозы ТЭМ2 поступили для опытной эксплуатации в депо Лихоборы
С 1960 по 1975 год БМЗ изготовлено всего 2160 тепловозов ТЭМ2, в том числе для МПС 2160, Ворошиловградским заводом изготовлено 1000 тепловозов, в том числе для МПС 578. На 1 января 1976 года на железных дорогах СССР находилось 1816 тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ2А. На Приволжской дороге имеется всего один тепловоз ТЭМ2 (в депо Сенная).
Тепловоз ЧМЭ3-024 в депо Балашов Фото В. Хомутова |
Тепловоз ВМЭ1-250 Таллин 1960-е годы Фото Клаус П. |
С 1958 года на железные дороги СССР стали поступать изготовленные на заводе Ганц-Мааг в Венгрии маневровые тепловозы получившие наименование ВМЭ1. Тепловоз имел мощность по дизелю
Тепловоз ЧМЭ2 поступал на железные дороги Советского Союза с 1958 года. Тепловоз строился заводом ЧКД-Прага. Тепловоз имел две двухосные тележки и дизель мощностью
В 1959 году Луганским тепловозостроительным заводом был изготовлен опытный двухсекционный тепловоз с гидропередачей ТГ100-001. На каждой секции тепловоза стояло по два четырехтактных бескомпрессорных V-образных двенадцатицилиндровых дизеля М751 Ленинградского завода «Звезда» с наддувом от центробежного нагнетателя. Вращающий момент от дизеля передавался частично через гидротрансформатор, частично через планетарную передачу, далее через трехступенчатую коробку передач и механизм реверса на колесные пары. Тепловоз непродолжительное время испытывался с поездами массой до
Василий Зимин
Ссылки по теме:
Коренное депо | Сайтека | Библиотека | Видеотека | Новое и интересное |
Обновления | Архивы | Старые архивы | История техники | «Железный» юмор |
Музейные дела | Персоналии | Гостевая книга |