Железнодорожное место

Культура Саратова


Страницы тепловозной тяги

Часть 3

Данная публикация была подготовлена автором - Василием Зиминым к юбилею (80-ти летию) выпуска первых тепловозов. Празднование юбилея проводилось в конце 2004 года в депо Волгоград Приволжской дороги. На основе данного текста и статьи Олега Измерова «Они были первыми» (опубликована в журнале Семафор) была выпущена брошюра.

Тепловоз ТГ-102
Тепловоз ТГ-102
Фотография К. Беляева

Тепловоз ТГ-102 — двухсекционный, грузопассажирский с гидропередачей. Изготавливался разными заводами: Луганским, Ленинградским (Пролетарским) и Людиновским с 1959 по 1964 год, общее число выпущенных тепловозов — 79 двухсекционных машин, причем при столь малой серии тепловоз имел пять модификаций. На каждой секции тепловоза было установлено по два дизеля М756. Гидропередача устанавливалась нескольких модификаций: Л60, L217 (Фойта), УГП750-1200, УГП 1000/211ПР. Оказавшиеся ненадежными в эксплуатации тепловозы направляли для работы в непосредственной близости от заводов изготовителей, в депо Волховстрой и Ленинград-Витебский Октябрьской железной дороги. Тепловозы были исключены из инвентаря в период с 1973 по 1984 год.

В 1960 году Луганский тепловозостроительный завод разработал проект грузового шестиосного тепловоза с гидропередачей, а в 1961 году построил этот тепловоз, получивший серию ТГ105. На этом тепловозе был установлен дизель 10Д100А, отличавшийся от серийного тем, что пуск дизеля осуществлялся сжатым воздухом. Вращающий момент от дизеля на колесные пары передавался через гидротрансформаторы ГТК-Л1, двухступенчатую коробку передач, конические редуктора, карданные валы и осевые редуктора.

В 1961 году Луганский тепловозостроительный завод построил опытный грузовой шестиосный тепловоз с гидропередачей — ТГ106. На этом тепловозе были установлены два дизеля 4Д40 мощностью по 2000 л.с. Тепловоз на тот период времени был самым мощным односекционным тепловозом. Кузов тепловоза был сварной несущей конструкции. Вращающий момент от дизеля на колесные пары передавался через гидротрансформаторы ГТК-Л1, коробку передач, карданные валы и осевые редуктора. После заводских испытаний с сентября 1963 года по февраль 1964 года тепловоз находился в опытной эксплуатации на Донецкой железной дороге, в депо Родаково, а затем был возвращен на завод. В конце 1963 года Луганский завод построил еще два тепловоза данной серии. Тепловозы поступили на Октябрьскую дорогу в депо Волховстрой. Оба локомотива были исключены из инвентарного парка МПС в 1973 году.

В 1960 году ХЗТМ выпустил тепловоз ТЭ12 «Украина», впоследствии получивший наименование 2ТЭ10, который представлял собой два постоянно сцепленных тепловоза ТЭ10 с задней кабиной переделанной для возможности прохода из одной секции в другую. В дальнейшем в 1961-1963 году было изготовлено еще 18 тепловозов. Тепловозы проходили эксплуатационные испытания в депо Пенза-3, затем в депо Кандалакша. Тепловозы с номера 006 по 019 направлены для эксплуатации на Южную дорогу, в депо Основа, Полтава и Купянск.

Тепловоз ТЭП10-205
Тепловоз ТЭП10-205 на кольце ВНИИЖТ в Щербинке
Фотография Д. Мамина

В том же 1960 году Харьковский завод выпустил тепловоз ТЭ11 «Стрела» — пассажирский вариант тепловоза ТЭ10. Тепловоз впоследствии получил серию ТЭП10, а фирменное название «Стрела» за ним сохранилось. Тепловоз за счет изменения передаточного числа тяговой передачи и применения более мощного тягового двигателя стал более скоростным. Харьковский завод выпускал данные тепловозы с 1960 по 1968 год, всего было выпущено 335 тепловозов. Часть тепловозов была направлена для работы на Приволжскую дорогу, в депо Саратов-2. За годы эксплуатации тепловозов ТЭП10 на Приволжской дороге их эксплуатировали не только в депо Саратов, отдельные тепловозы работали в депо Ртищево, Балашов, Анисовка. До настоящего времени несколько тепловозов данной серии сохраняется в работе в депо Муром Горьковской дороги, в том числе и тепловозы, ранее приписанные к депо Саратов-2. Несколько тепловозов этой серии сохранены для музеев: ТЭП10-126 стоит в Ташкентском музее, ТЭП10-163 в музее Октябрьской железной дороги на станции Шушары, ТЭП10-205 на станции Щербинка во ВНИИЖТе и ТЭП10-209 в депо Тихорецк.

В 1956 году МПС выдало Коломенскому тепловозостроительному заводу им. В.В. Куйбышева задание на проектирование пассажирского тепловоза. В апреле 1960 года первый отечественный пассажирский тепловоз, получивший обозначение ТЭП60 был готов. Тепловоз имел сварной кузов несущей конструкции, 16-цилиндровый двухтактный дизель 11Д45. На тепловозе применен тяговый привод с полым валом на подшипниках скольжения и поводковых муфт с плавающим звеном. Вентилятор холодильника приводится во вращение с помощью гидростатического привода. Серийный выпуск тепловоза был начат в 1961 году и продолжался до 1984 года. Был построен 1241 тепловоз.

Тепловоз ТЭП60-0001
Тепловоз ТЭП60-0001 1960 год
Фото из архива Коломзавода

Первые тепловозы ТЭП60 работали некоторое время на линии Москва - Ленинград, затем тепловозы этой серии начали обслуживать пассажирские поезда Ленинград - Таллин, Лозовая - Мелитополь. В разные годы тепловозы ТЭП60 поставлялись в депо Тюмень Свердловской дороги, Засулаукс Прибалтийской дороги, Витебск, Орша, Минск Белорусской дороги, Смоленск Московской дороги, Ленинград-Финляндский, Ленинград-Сортировочный-Московский, Волховстрой, Бологое Октябрьской дороги, Полтава Южной дороги, Барнаул Западно-Сибирской дороги.

Тепловоз ТЭП60-0336
Тепловоз ТЭП60-0336
Фото из архива Коломзавода

С 1973 года тепловозы ТЭП60 начали поступать на Приволжскую дорогу в депо Волгоград, а затем и в депо Саратов. После начала в 1965 году серийного изготовления двухсекционных тепловозов 2ТЭП60 они также стали поступать на дорогу для эксплуатации с тяжелыми поездами на полигоне Илецк — Уральск — Саратов — Мичуринск-Уральский (1143 км). В начале 1990-х годов парк тепловозов ТЭП60 и 2ТЭП60 на Приволжской дороге составлял около 150 секций.

Тепловозы продолжают эксплуатироваться на Приволжской дороге до настоящего времени в локомотивных депо Астрахань, Верхний Баскунчак, Волгоград, Аткарск, Саратов, Сенная, Ершов.

Газотурбовоз Г1-01
Газотурбовоз Г1-01 1959 год
Фото из архива Коломзавода

В 1959 году Коломенский тепловозостроительный завод построил одну секцию грузового газотурбовоза Г1-01. Локомотив имел кузов с несущей рамой. Кузов опирался на две трехосные тележки. Буксы были челюстные с цилиндрическими роликовыми подшипниками. Тяговые двигатели имели опорно-осевое подвешивание. На газотурбовозе применена газотурбинная одновальная установка ГТ-3,5 мощностью 3500 л.с. От ГТУ приводилось во вращение две группы генераторов: первая группа из двух тяговых генераторов МПТ-74/23, вторая группа из тягового генератора МПТ-74/23, возбудителя ВТ-275/120А и вспомогательного генератора ВГГ-49/14. Каждый тяговый генератор был рассчитан на номинальную мощность 733 кВт при частоте вращения 1800 об/мин. Каждый тяговый генератор питал два параллельно подключенных тяговых электродвигателя ЭДТ-340 мощностью по 340 кВт. Газотурбинная установка использовалась только при следовании под нагрузкой. Для маневровых передвижений и следования резервом служила вспомогательная силовая установка: дизель 1Д6 и маневровый генератор МПТ-49/16.

Свои первые поездки газотурбовоз совершил на участке Голутвин - Ряжск 24-25 декабря 1959 года. В течении 1960-61 года газотурбовоз проходил реостатные доводочные испытания, совершил ряд поездок на участке Голутвин - Ряжск. С января 1962 года локомотив находился в эксплуатации в депо Кочетовка Юго-Восточной дороги и сделал пробег с грузовыми поездами весом до 2800 тонн свыше 60 тысяч км. В 1965 году локомотив подвергся отдельным конструктивным улучшениям и был передан на эксплуатацию в депо Льгов Московской дороги.

Газотурбовоз ГП1-01 1968 год
Газотурбовоз ГП1-01
1968 год

В 1964 году Коломенский тепловозостроительный завод изготовил два пассажирских газотурбовоза ГП1-0001 и ГП1-0002. Для этих локомотивов были использованы с незначительными изменениями кузова, тележки и тяговые двигатели тепловозов ТЭП60. В результате 43% запасных частей оказались одинаковыми с ТЭП60.

На газотурбовозе применена газотурбинная одновальная установка ГТ-3,5 мощностью 3500 л.с. От ГТУ приводилось во вращение три тяговых генератора МПТ-74/23Б. Для маневровых передвижений служила вспомогательная силовая установка: дизель 1Д12 Барнаульского завода и маневровый генератор МПТ-49/25-3К мощностью 195 кВт.

В начале 1965 года ГП1-0002 испытывался на экспериментальном кольце ВНИИЖТа. В конце 1965 года оба локомотива поступили в депо Льгов. Если газотурбовоз Г1-01 работал с грузовыми поездами эпизодически, то пассажирские газотурбовозы эксплуатировались регулярно, наравне с приписанными к депо тепловозами ТЭП60, в результате пробег у ГП1-0001 и ГП1-0002 оказался в 3-4 раза выше, чем у Г1-01. Газотурбовозы имели недостатки: большой расход топлива, высокий уровень шума.

Ввиду того, что у завода-изготовителя пропал интерес к газотурбовозам, опытные локомотивы в начале 1970-х годов были отставлены от поездной работы и через несколько лет были исключены из инвентаря. Только в начале 1990-х годов локомотивы были разделаны в металлолом.

Газотурбовоз Г1-01
Газотурбовоз Г1-01 1959 год
Фото из архива Коломзавода

В 1961 году Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куйбышева спроектировал шестиосный пассажирский тепловоз с гидропередачей, а в конце 1962 года построил опытный образец получивший обозначение ТГП50. На тепловозе были установлены два дизеля 1Д40 мощностью по 2000 л.с., пуск дизелей осуществлялся сжатым воздухом. Вал каждого дизеля через гидропередачу типа К32Р, карданный вал, раздаточные редукторы установленные на раме тележки, короткие карданные валы, осевые редуктора приводил во вращение колесные пары тепловоза.

В период с января по март 1963 года тепловоз проходил заводские наладочные испытания, а затем совершал поездки с составами массой 1500 и 3000 тонн на участке Ряжск - Рыбное Московской дороги. В 1963 году был построен второй тепловоз этой серии. Оба поступили в депо Волховстрой для эксплуатации. Из инвентаря тепловозы исключены в 1971 — 73 годах.


Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Василий Зимин

Ссылки по теме:



Страница создана 6 ноября 2005 года, написание текста - декабрь 2004 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru