Железнодорожное место

Культура Саратова


Кино про любовь. К паровозам

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

Люди, собравшиеся недавно в московском Доме кино на премьеру фильма Василия Панина «Опять надо жить» (по произведениям Андрея Платонова), узнали, что Платонов, оказывается, «самый железнодорожный писатель в мире». Перед сеансом писатель Егор Исаев заявил, что никто из литераторов так хорошо не чувствовал «железную тему», что он «просто корнями врастал в железо». (Сидевший рядом со мной Зиновий Высоковский немедленно отреагировал: «Как это - корнями в железо, даже если ты Платонов?«). Другие ораторы говорили, что режиссёром найдено свойственное автору уважение к труду железнодорожников.

Причина «железнодорожного» крена объясняется просто — одним из спонсоров картины стало Министерство путей сообщения, в связи с чем, режиссёр поставил задачу воспеть транспортную героику. Задача неожиданная для нашего времени, когда вроде бы иные герои. Но надо же возвращать рабочим профессиям былое достоинство (в принципе, они его и не теряли, но СМИ в последние годы так много пишут о политике, войне, фуршетах и презентациях, что о людях другого труда все почти забыли). А вот Европа, между тем, о своих рабочих не забывает — производственная тематика, которую нашим киностудиям в прошлые годы навязывали, сегодня там в почёте (и собирает публику). А у нас последние годы если бы кто-нибудь заикнулся, что хочет сделать фильм о заводе, его сочли бы идиотом.

Василий Панин не побоялся. Специалист по экранизациям Брюсова, Сологуба, Пикуля и многих других убеждён, что такие авторы прикроют его от обстрела критики. Правда, это не всегда спасало его, но риск — благородное дело. Так, и в «Опять надо жить», картине — гимне железнодорожнику, он убеждённо говорит, что надо честно делать самые простые вещи — убирать хлеб, заготавливать мясо, реконструировать заводы, строить города и без фальши играть на сцене. Юная героиня мечтает стать машинистом и водить поезда, как её погибший отец…

Для иллюстрации спорных идей Панин обычно приглашает беспроигрышных актёров. Вот и в новой картине мы видим Олега Анофриева, Галину Польских, Льва Прыгунова, Льва Дурова, Владимира Конкина, Юрия Назарова, Раису Рязанову. Правда, использует он их в основном в типовом духе, заставляя играть одномерных персонажей, чья характеристика умещается в одно слово — демагог, бабник, работяга, весельчак, скряга или жулик. Зато в картинах Панина, как правило, есть пара персонажей, на которых сосредоточено всё внимание на фоне остальных.

В фильме «Опять надо жить» паровозы, вокзалы, рельсы (которых тут очень много) всё же не заслонили девушку из платоновского рассказа и сыгранную умилительной Анной Синякиной, знакомой нам по «Ворошиловскому стрелку» Говорухина.

Эта актриса мила даже в сценах, полных пафоса и риторики, которыми грешит сценарий. И ряд эпизодов, несмотря на искусственность сюжетной конструкции (отнюдь не Платонов в том виноват), по-настоящему трогает — особенно любителей мелодрамы. История юной героини, даже во сне видящей железную дорогу и совершающей подвиг (она ведёт паровоз навстречу потерявшему управление эшелону с красноармейцами, и при столкновении её ранит), не кажется махровым соцреализмом. Сирота Ольга, возможно, не во всём в жизни разобралась, но искренне любила свои паровозы и знала в них толк.

Несомненно, украсили ленту и музыка Евгения Доги, поэтичная, красивая, «смысловая», с аллюзиями на «Наш паровоз, вперёд лети…«, и операторская работа Тимура Зельмы с Михаилом Коропцовым, великолепно снявших устье реки, поля и, так сказать, просторы. Из этих компонентов кино и складывается. Хотя картина «Опять надо жить» точно не возьмёт призов на больших фестивалях, многим она уже нравится. И своей простотой, прозрачностью, и даже «железнодорожной» тенденциозностью. Между прочим, Министерство путей сообщения подало неплохой пример ведомствам, «отвечающим» за другие трудовые участки. Не пора ли возродить практику производственного фильма? Прежде «по социальному заказу« снимали в основном инструкции-плакаты. Но, согласитесь, игровая лента с интересным сюжетом, симпатичными героями, оригинальной музыкой и хорошими артистами может в деле возрождения рабочих профессий оказаться более действенной, чем сухой научно-познавательный ролик.


Пётр Черняев
Газета «Гудок» от 16 декабря 1999 года



Страница создана 14 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru