Железнодорожное место

Культура Саратова


Почему фашисты так и не покатались на железном Феликсе

Публикуется по статье в газете «Гудок» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

Северо-Кавказская магистраль совместно с администрацией Ростова-на-Дону готовится открыть музей старинной железнодорожной техники. Это третий по счёту подобный музей в России после Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

Толчком же этой идее послужила конференция Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), где обсуждался вопрос организации музеев железнодорожной техники в стране. Одним из видов их деятельности является организация ретротуров, которые пользуются большим спросом и приносят немалую прибыль. Существует даже Всемирное общество любителей железных дорог со штаб-квартирой в Лондоне.

На СКЖД ретротуры раньше проходили по Черноморскому побережью и Кавказским Минеральным Водам. Иностранцы даже стояли в очереди, чтобы бросить уголь в топку. К сожалению, из-за нестабильной политической ситуации на территории северокавказских республик в последние годы такие поездки не проводились.

Уже семь лет группа энтузиастов собирает по всей стране старинную технику. В коллекции ростовчан оказался и самый старый из сохранившихся в нашей стране вагонов. Его привезли в Россию из Англии ещё в 1869 году. Экспонаты поступали также со станции Тихорецкая, где формировался ретропоезд, из Тимашевской — три списанных паровоза, из Батайска, Усть-Донецка, Тюмени, Иркутска…

Есть в коллекции будущего музея и паровоз из серии Су — Сормовский усиленный. Его колёса выше человеческого роста. Предназначенный для передвижения лёгких пассажирских и пригородных составов, он мог развивать скорость до 115 километров в час. И это в двадцатые-то годы!

Примечателен и паровоз серии ФД — Феликс Дзержинский. Он выпускался вплоть до 1941 года на Ворошиловоградском паровозостроительном заводе и считался самым мощным в Советском Союзе. Всего было построено 3300 таких машин. Около десятка паровозов досталось фашистам, но поездить на них захватчикам так и не удалось. Вес машины не позволял ему идти по временному пути (на месте разбомблённых во время войны прокладывали именно такие)…

В ростовском собрании красуется и мягкий вагон образца 1936 года, переделанный под флюорографический. В 1995 году он находился во время боевых действий в Грозном. Сам Басаев в записке (с орфографическими ошибками) дал «добро» на его выезд из осаждённого города. «Эти люди не угрожают безопасности Республики Ичкерия…»

При поддержке СКЖД ростовские умельцы во главе с Виталием Власенко обыскали все отдалённые станции. Иногда хозяева избавлялись от старой техники, как от ненужного хлама. Сегодня вовсю кипит работа по восстановлению машин. Уже отреставрировано семь из 19 паровозов, теплушка дореволюционной постройки, ретроцистерна для перевозки спирта…

Памятники истории — их насчитывается уже 30 единиц — пока находятся на станции Ростов-Западный.
— Долго не могли решить вопрос о месторасположении музея железнодорожного транспорта, — говорит руководитель проекта Александр Щербаков.
— Первоначально предполагалось его открыть в городском парке имени Островского, рядом с детской железной дорогой, но для этого необходимо было вырубить немало деревьев.
Сейчас же на городском градостроительном совете принято решение: старинная техника найдёт своё пристанище на пригородном вокзале (фактически музей был организован на станции Гниловская). Теперь горожане и гости Ростова смогут окунуться в историю железнодорожного транспорта, почувствовать атмосферу минувшего. Пройдёт время, и сегодняшняя железнодорожная техника станет историческим памятником стальных российских дорог.

Виталий Колбасин, Олеся Пономарева
газета «Гудок» от 30 декабря 1999 года

Ссылки по теме:



Страница создана 20 ноября 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru