Железнодорожное место

Культура Саратова


Гонки на локомобиле

Публикуется по статье в «Путёвой газете» без исправлений и сокращений. Внесенные в текст пояснения выделены цветом

В этом музее старьё снова ставят на рельсы

Автомобиль на рельсах

…Такое уж точно увидеть можно только в России. Надоело владельцу мощного «ЗИМа» далёких 60-х кататься по нашим расхлябанным дорогам: взял он да и заменил обычные колёса на колёсные пары. И стал ездить по железной дороге (сжигая, естественно, бешеное количество горючки). А был тот башковитый человек не кем иным, как начальником Чернораменского транспортного управления в Нижегородской области.

Очень спорное утверждение — ведь сопротивление движения автомобиля катящегося по стальным рельсам на стальных колесах (качение сталь по стали) значительно ниже, чем у автомобиля на резиновых шинах катящегося по автодороге (качение деформируемого резинового колеса по микро- и макронеровностям автодороги).

Этот локомобиль — первый экспонат, который поневоле видит каждый посетитель Переславского железнодорожного музея узкоколейного транспорта. Потому что стоит он, так сказать, с самого краю, у забора. Однако сотрудники музея уверяют, что это далеко не единственный опыт перевода автотехники на железнодорожный ход. Практически все отечественные автомобили — от полуторки до правительственных лимузинов — ставились на рельсы. Для перевозки руководителей разных рангов. А какой русский не любит быстрой езды, тем более руководитель? Так что упомянутый «ЗИМ», например, за свою долгую историю гонок по узкоколейкам неоднократно улетал в кювет и сбил трёх человек, а также немало крупного рогатого скота. Ведь по этим самым узкоколейкам ездить возможно со скоростью не более 60 км/ч и только в трезвом виде. А водитель, судя по всему, об этом постоянно забывал...

Почему музей обосновался именно под Переславлем-Залесским, в глухой деревне Талицы? Ответ прост. Здесь, в окрестностях Плещеева озера, «в болотном царстве», как его именуют местные жители, с былинных времён существовали торфяные разработки. А торф буквально до недавнего времени был стратегическим топливом, и добывали его переславцы в огромных масштабах. Таскать кучи ценного сырья гужевым транспортом было невозможно — лошадей не напасёшься. Потому и провели здесь одну из самых длинных в России узкоколеек. Однако ныне век «маленьких» дорог можно смело считать завершённым. И всё, что когда-то двигалось по ним, автоматически попадает в музейные экспонаты, как, впрочем, и сами дороги.

Группа ярославских энтузиастов организовала единственный у нас музей-заповедник «маленькой» дороги.

Вообще, в годы своего расцвета узкоколейки в России имели протяжённость, не менее 100 тысяч километров — два с половиной земных экватора! Данные типы дорог были проложены, кроме торфопредприятий, в леспромхозах и на горнорудных предприятиях. На множестве, скажем, сталелитейных заводов были узкоколейки длиной сего в сотню-другую метров. Но были и целые дороги с регулярным грузопассажирским сообщением, как Вологодско-Архангельская… Представляете, сколько разнообразной техники производилось для такого большого хозяйства?! И паровозы, и пассажирские вагоны, и грузовые, и дрезины, и автомотрисы, и платформы-вагонетки, и даже пожарные поезда… И самыми невероятными путями, в прямом и в переносном смысле слова, вся эта техника попадает сегодня в Переславский музей. Всего здесь уже более 30 видов желдортехники. Самые экстравагантные экспонаты мы сейчас рассмотрим повнимательнее. Правда, не все они пока «на ходу».

Пожарная дрезина
Пожарная дрезина

«РОМАШКА». Паровоз Кп4-469, самый массовый «узкоколейный» тружение выпускавшийся в СССР (всего было изготовлено свыше 5 тысяч штук). В музее имеется действующий экземпляр 58-го года выпуска. Этот аппарат имеет целых два народных прозвища: «кукушка» и «ромашка». Во-первых, гудок его и впрямь похож на крик кукушки, а во-вторых, создатели мультика «Паровозик из Ромашково» как будто с него срисовали своего смешного персонажа.

ПОЖАРНАЯ ДРЕЗИНА. На торфяных разработках — штука абсолютно незаменимая. Торф имеет дурную привычку летом самовозгораться в самых неожиданных местах. Пока там до места ЧП доберётся пожарный поезд!… Дрезина-то поскоростнее будет. На Демиховском заводе посадили «ГАЗ-51» на колёсные пары, укрепили сзади водяной бак, насос и — пожалуйста: тушите свет! В смысле пожар.

Данный экземпляр в музее приведён в чувство и находится в рабочем состоянии.

МОТОДРЕЗИНА. Это изделие Калужского машиностроительного завода уникально тем, что на него ставили обыкновенный мотоциклетный двигатель. Несмотря на, казалось бы, маломощную натуру, мотодрезина вполне способна тянуть за собой прицеп аж с 2 тоннами груза. А также перевозить рабочих и разнообразный инвентарь. Например, Деда Мороза с мешком подарков для поздравления с Новым годом детей рабочих.

Восстановлена и передвигается без посторонней помощи.

Узкоколейный паровоз
Узкоколейный паровоз

ДРУГИЕ. Посетитель музея может совершенно бесплатно посидеть в кабине «ГАЗ-ММ», легендарной «полуторки», и обалдеть: до чего же неприхотливы были советские водилы 30-х годов! Больше всего поражает не скудость панели или деревянная обивка салона, а то, что дверь изнутри закрывалась на обыкновенную задвижку типа как в бесплатных общественных туалетах.

Есть в хозяйстве натуральный броневик, правда без вооружения. Заглянув внутрь, поневоле приходишь к мысли, что водители революционных времён все сплошь были лилипуты или дети малые — нормальному мужчине между водительским креслом и рулём никакие поместиться.

Ещё имеется куча всякой техники, но находящейся в таком состоянии, что о её назначении приходится пока только догадываться…

Мы уезжали из музея, когда «кукушонок» отправился в путь по берегу Плещеева озера на пикник с пассажирским вагоном — с группой экскурсантов, разумеется. Местные пацаны, удившие рыбу на берегу, встретили его привычными весёлыми возгласами;

— Привет, «ромашка»!… Опять цветов нанюхаешься, домой пьяный вернёшься!…

А ведь это последняя узкоколейка в России такой протяжённости — 80 километров. И дай бог, чтобы хоть кто-то из этих мальчишек, когда подрастёт, пришёл на смену «начальникам» музея Вадиму Миронову и Сергею Дорожкову, которые из ржавого хлама возвращают к жизни тружеников «маленьких» дорог. И которым автор искренне благодарен за это и за помощь в подготовке данного материала.

Александр Орлов
газета «Гудок» от 16 сентября 2001 года



Страница создана 07 декабря 2005 года. Сайт создан 15.04.2000. Последнее обновление 13.09.2009
Copyright © 1999-2006 Василий Зимин. Все ваши впечатления, предложения и пожелания принимаются zvg@ruzgd.ru